Читать полностью:
http://yablor.ru/blogs/ukraina-2018-mertviy-gorod-pripyat-/6282101 Это реально джунгли. За 30 лет город скрылся в лесу. Ещё лет через десять начнут массово сыпаться здания. Поэтому в Припять нужно ехать именно сейчас, дальше будет только хуже. Попасть сюда нетрудно, развит даже своеобразный туризм.
Но мне удалось увидеть немного больше, и я покажу вам Зону Отчуждения с необычной стороны. Добро пожаловать в место, где СССР никогда не кончался, а радиация кое где до сих пор превышает норму в 50 000 раз.
1 Сегодня побывать в знаменитом городе-призраке может каждый. Это чуть сложнее, чем съездить в Киев, территория на 30 километров вокруг всё ещё считается закрытой Зоной, но попасть туда проще простого, причём поездка будет не опаснее, чем часовой полёт на самолёте. То, о чём я буду рассказывать в этом репортаже — мой личный опыт, у вас он может быть немного другим, но лучше действительно один раз увидеть. В Чернобыль я хотел ещё десять лет назад, но по какой-то причине откладывал, боялся радиации и не находил повода. Вывод — зря, чем дальше, тем меньше остаётся, природа берёт своё, здания разрушаются, артефакты исчезают. Итак, поехали!
2 КПП “Дитятки”. Граница между живым и мёртвым, ворота Зоны Отчуждения. Через этот пункт пропуска в Зону попадают все, кто едет в неё легально. Если вы не сотрудник атомной станции (а она работает до сих пор!), то скорее всего, единственный способ попасть в Припять это купить тур на один или два дня. Стоит это, с учётом дороги из Киева и назад, оформления документов, обеда и ночлега 100-150 долларов, причём большую часть забирает сама Зона за оформление документов. Украинцам сильно дешевле, чем иностранцам. Я же не могу порекомендовать гида, так как ездил частным образом при помощи друзей: на двоих с Дашей мы заплатили порядка 10 тысяч рублей за однодневный тур.
Есть строгие правила посещения Зоны отчуждения, а сама программа чётко расписана на бумаге. Шаг в сторону — получаешь риск выдворения за территорию. Говорят, что иногда можно от них отступать, но главное не попадать на глаза другим группам: а то и гиду сильно попадёт, и туристам мало не покажется: конкуренты с удовольствием “стучат” друг на друга.
Ещё одна застава, уже в 10 километрах от Чернобыльской станции. Здесь полицейские проверяют маршрутный лист, сверяются, что всё в порядке и пускают внутрь. Дальше всё и начинается. Забегая вперёд, напишу что Зона намного более живая, чем может показаться на первый взгляд, а сам Чернобыль так и вовсе обитаемый город с магазинами и кафе. Обитаемый, но очень странный. Следующий рассказ будет как раз о том, почему здесь до сих пор живут люди, и что это за жизнь после ядерной катастрофы.
Этот знак приветствовал посетителей в Чернобыльской атомной станции имени Ленина, сейчас буквы убрали и остался только факел. Не советую здесь останавливаться даже на минутку: поржавевшая стела с факелом — одно из самых загрязнённых мест в Чернобыльской Зоне, находится на территории Рыжего леса. Его деревья приняли на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли во время взрыва в 1986 году, их кроны окрасились в буро-красный цвет. Позже деревья погибли, а по ночам на этом месте наблюдали свечение. (по легендам и байкам, реально ничего там не светилось)
Радиация — страшная вещь, и многие боятся сюда ехать, опасаясь последствий. Беда в том, что её не видно. Прогулка в тихом на вид месте может грозить смертельной опасностью. Так что, едем дальше.
Въездной знак Припяти. Налево в жилую часть города, прямо или направо — к Чернобыльской АЭС. Сам город Чернобыль остался в стороне. Он к катастрофе не имеет отношения, хотя и оказался внутри Зоны после аварии. Почему же станция Чернобыльская, а не Припятская? Всегда это интересовало. Её начали строить раньше, чем город-спутник, и назвали просто по имени района, центром которого и является Чернобыль. Чтобы два раза не вставать, обсудим ещё один миф: что за название такое ЧЕРНОБЫЛЬ? Чёрная быль? Проклятие? Те, кто не верит в теории заговоров, ответят, что это просто украинское название полыни, обильно здесь произрастающего. Более впечатлительные вспомнят Священное Писание, где именно полынь является символом наказаний Господних: у древних иудеев растение упоминается как синоним отравы, горечи или проклятия. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, “Полынью" названа упавшая звезда либо же ангел:
Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
И вот тут можно совсем не верить в мистику, но результатом взрыва реактора стало, в том числе, загрязнение водных систем не только в окрестностях, но и во многих районах Европы. Так что думайте сами, совпадение это или нет.
Мы же ступаем на улицы города, наяву ставшего символами горечи и скорби.
Вот уже тридцать лет Припять застряла в Дне сурка. Время навсегда застыло в 1986 году, и это по-настоящему. Здесь не развалился Советский Союз, не появилось интернета и спутникового ТВ, а в магазинах такой же дефицит, как по всей стране в те же годы. Но тогда в Припяти, образцово-показательном советском городе, нехватки продуктов как раз не знали.
Город очень сильно зарос, за деревьями и кустами даже не разглядеть, что написано на вывеске магазина. Летом здесь совсем непролазные дебри: настоящие каменные джунгли это тут!
А ведь это проспект Ленина, одна из главных улиц 50-тысячного города!
Один из главных официальных запретов — не заходить в здания. Говорят, что это опасно и они могут обрушиться в любой момент. Но невозможно оказаться здесь и гулять только по улицам!
Как славно жилось в восемьдесят шестом: ни тебе домофонов, ни железных дверей! Заходи, товарищ, открыто! И кондиционеры на фасады не вешали, их просто не было. Хотя самопальным остеклением балконов уже начинали баловаться...
Внутри очень похожи на 16-этажки московских серий, сразу возникает странное чувство. Такие высокие жилые здания редко попадаются заброшенными на территории бывшего СССР, поэтому сразу ощущаешь, что Припять место особенное.
Для здания, пустующего столько лет, порядок почти идеальный. Почти во всех жилых домах целые лифты, никаких надписей на стенах — граффити можно встретить только в центре. Их сделали уже после аварии. Мне повезло найти квартиру с целыми батареями: сегодня это большая редкость, за последние 15 лет город неплохо пограбили. Но представляете, как здесь было в начале 2000х? Всё целое!
В одних квартирах целые стёкла, а в других разбиты. Но дело не в вандалах, до многих домов они просто не добрались. Ветер. Хотя мародёры ураганом прошлись по Припяти ещё лет двадцать назад, большую часть содержимого квартир унесли ликвидаторы аварии: мебель в могильник, какую-то техникуна хранение в магазины. В магазине “Радуга” до сих пор склад старых плит, сервантов и роялей.
Поднимаемся на верхний этаж. Проходим мимо машинной комнаты. Дверь открыта, оборудование раскурочено, но не вывезено. Из лифтового оборудования в первую очередь извлекали медную обмотку моторов. Вообще медные кабели это цель №1 для мародеров.
Продолжаем прогулку по Припяти. Одно из самых узнаваемых мест, угол магазина “Радуга” с ярко-жёлтыми телефонными будками. И одно из самых первых детских воспоминаний про чернобыльскую трагедию: в память навсегда врезалась телевизионная картинка именно с этим домом и будками. А жилое здание, где находился магазин, называли "Белым домом", потому что в нем жила вся городская элита, от директора ЧАЭС до начальника железнодорожной станции Янов. 4-х комнатные квартиры там рядовое дело.
Передовой советский атомоград был обильно украшен всевозможными коммунистическими лозунгаами. “Хай буде атом робiтником, а не солдатом”. Про эту вывеску тоже ходит байка, что через день после аварии какой-то шутник залез на крышу и повалил первую букву “а”, отчего надпись приобрела совершенно другой смысл. Позже всю надпись “положили” на крышу, но несколько лет назад нелегальные “самоходы" подняли буквы назад.
Отель “Полесье” на центральной площади Припяти, рядом с ДК “Энергетик”. Внутри мало что сохранилось. Вообще, в Припяти интереснее гулять как можно дальше от центра, там куда больше шансов встретить интересные артефакты, а не голые стены. Отель же, как и некоторые другие объекты, продолжал свою работу долгое время после аварии: здесь жили дозиметристы, следившие за уровнем радиации в городе.
Потрясающие неоновые вывески! Как бы хотелось своими глазами увидеть, как они работали. Если когда-нибудь изобретут машину времени, я обязательно вернусь в Припять 1985 года.
Граффити с медведями появилось на здании дворца культуры “Энергетик" недавно, не видел его в других отчётах. Настоящих медведей в городе так и не появилось, а вот стаи кабанов регулярно бегают по городу. Иногда заходят волки. Ещё в Припяти живёт лис Семён, он часто выходит к гостям. Почти ручной, вот его портрет. А вот домашних кошечек-собачек и след простыл. Хотя из города их не вывозили, жителям не разрешали забирать притомцев, всех любимцев пришлось оставить. Они одичали, сбились в стаи и нападали на ликвидаторов. Говорят, в какой-то момент их всех расстреляли…правда или очередной чернобыльский миф? Как знать.
Катастрофа произошла за неделю до одного из главных советских праздников, Дня трудящихся. Работники культуры готовились к его проведению, печатали и рисовали плакаты к демонстрации. Они так и остались стоять в углу “Энергетика”.
Один день для поездки в Зону это очень мало, особенно зимой, когда световой день короткий.
Я был в городе первый раз, и не смог запомнить названия всех объектов. Не помню, что это за здание с красивой мозаикой, то ли клуб, то ли музыкальная школа. Инфраструктура в Припяти была на высоте, в советские годы о комфорте учёных реально заботились, потому работать на ЧАЭС и жить в Припяти считалось большой удачей, сюда съезжались лучшие мозги страны.
В заброшенной школе было невыносимо грустно. Вроде и видел всё это десятки раз на картинках, как кто-то мелом на доске написал своё имя и класс на момент учёбы в 86-м, но за душу берёт. Дети Припяти приняли трагедию особенно близко, и некоторые из них связали свою уже взрослую жизнь с городом, снимая фильмы, проводя исследования и устраивая туры в Зону Отчуждения.
Припять была городом молодым во всех отношениях. Средний возраст составлял всего 25 лет, а сам город едва успел отпраздновать своё 16-летие…И как же его любили, что не могут забыть до сих пор?!
После аварии шли разговоры о том, что после дезактивации, возможно, в город разрешат вернуться и он снова оживёт. Его тщательно “отмывали” от радиации ликвидаторы, и многие из них поплатились за это здоровьем, а то и жизнью. Ужасная правда открылась потом: Припять и вся Чернобыльская Зона ещё очень, очень долго не будет обитаемой, как минимум до середины 21 века. Некоторые районы очищать не стали. Мы стоим на границе “чистой” зоны, дальше радиация будет сильнее.
Зачем я это рассказываю? Чтобы вы понимали: с одной стороны, поездка в Чернобыль в 2018 году легка и достаточно безопасна, а с другой — нужно быть осторожным и не стоит гулять самостоятельно и без дозиметра.
Заброшенный речной вокзал. Отсюда ходили скоростные катера-“ракеты” в Киев или в белорусский Мозырь. В здании вокзала было отличное летнее кафе.
Второе супергрязное место в черте города — вот эта лестница. Фонит так, что уши трясутся, но иного способа спуститься на пристань нет...
Помните деревянную пристань на архивной фотографии в галерее пять абзацев назад? Дебаркадер отнесло течением на сто метров в сторону, он сель на мель и частично затонул. Но всё ещё хорошо узнаваем...
За три десятка лет природа Зоны восстановилась, здесь растут большие пышные грибы и сочные ягоды. Некоторые визитёры, особенно те, кто ходили самоходом и “выживали” в Зоне несколько дней, охотно их употребляют в пищу: но на мой взгляд — не стоит.
Радиация — главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного.
(Юра поправил: да нет конечно, просто это режимная территория, за вынос добра могут и срок впаять. Да и пешком идти от границы зоны далеко, а нелегально ехать на транспорте по закону означает подарить машину первому менту)
А вот и наглядная причина, почему в здания просят не заходить…Сейчас самое время, чтобы ехать в Зону. Чем дальше, тем больше город будет разрушаться, многих мест скоро просто не останется: без помощи людей, силами самой природы, они исчезнут навсегда под грудами ненужного бетона.
Несмотря ни на что, этот мёртвый город умер не до конца. До начала двухтысячных здесь вообще кипела