Изображения соблазнительных молодых ведьмочек и отвратительных старых колдуний окружали людей на протяжении веков, но что скрывается за этими образами и каково их происхождение? Тему для BBC Culture исследовал художественный критик газеты Daily Telegraph Аластер Сук.
Предложите любому ребенку из стран Запада нарисовать ведьму, и скорее всего дитя изобразит нечто весьма знакомое: вероятно, это будет колдунья с крючковатым носом, в остроконечной шляпе, летящая верхом на метле или помешивающая зелье в котле.
Но откуда появились подобные изображения?
Ответ оказался интригующим и более сложным, чем вы могли бы подумать. Я обнаружил это, посетив на прошлой неделе экспозицию "Ведьмы и нечистая сила", новую выставку Британского музея в Лондоне, которая исследует иконографию колдовства.
Всемирная история ведьм – долгое повествование, изобилующее любопытными подробностями. Ведьмы имеют давнюю и тщательно разработанную историю. Их предвестница появляется в Библии, в сказании о царе Сауле, который обратился за советом и предсказанием к так называемой Аэндорской волшебнице. (Та устроила встречу Саулу с пророком Самуилом, который предрек Саулу гибель и воцарение Давида. – Ред.) Ведьмы неожиданно возникают в эпоху классической античности в виде крылатых гарпий, предвестниц несчастья, и похожих на сов "сикстов" или "стригов" – жутких летучих тварей, питающихся кровью и плотью задушенных младенцев.
Цирцея, колдунья из греческой мифологии, тоже своего рода ведьма, способная превращать своих врагов в свиней. (Этот фокус она и проделала со спутниками Одиссея. – Ред.) Злой волшебницей стала и ее племянница Медея (та помогла Ясону завладеть золотым руном, а затем, брошенная им, убила с помощью колдовства соперницу и двух своих сыновей от неверного предводителя аргонавтов. - Ред.) Таким образом, античный мир породил бесчисленное множество персонажей, которые в последующие века будут ассоциироваться с ведьмами.
Однако образ ведьм том виде, в котором мы их представляем сейчас, по-настоящему сформировался только к эпохе раннего Ренессанса. Человек той эпохи, больше чем кто бы то ни было сделавший для формирования современного образа ведьм - немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер.
Из огня да в полымя
В двух своих гравюрах, имевших огромное влияние на развитие жанра, Дюрер определил те черты, которые в дальнейшем породили два стереотипных представления о внешности ведьм. С одной стороны она может быть молодой, цветущей и изящной, как на гравюре "Четыре ведьмы" (1497 г.), ее физическая привлекательность способна очаровывать мужчин. С другой стороны, она может быть старой отвратительной каргой, как на гравюре "Ведьме верхом на козле" (1500 г.).
Более поздняя гравюра изображает нагую старуху, сидящую верхом на рогатом козле, символе сатаны. У нее сморщенные обвисшие груди, ее зияющая перекошенная пасть изрыгает заклинания и проклятия, ее волосы – всклокоченные ветром космы - противоестественно развеваются в том направлении, в котором она держит путь (признак ее колдовской силы). Она даже сжимает в руке метлу. На этой гравюре изображена родоначальница всех тех ведьм, которых мы встречаем сегодня в массовой культуре.
Однако перед историками искусства стоит другой интересный вопрос: что же послужило для живописцев Ренессанса моделью для столь отталкивающего образа? Согласно одной из теорий, Дюрера и его современников вдохновила гравюра Андреа Мантеньи (1431-1506) "Битва морских божеств", на которой итальянский мастер запечатлел свое представление о том, как выглядит воплощение Зависти.
"Изображение Зависти, созданное Мантеньей, сформировало своего рода канон для художников эпохи Ренессанса, согласно которому ведьма - это отвратительная старая колдунья, - объясняет художница и писательница Дианна Петербридж, один из кураторов выставки в Британском музее. - Зависть предстает дряхлой старухой, ее груди утратили красоту, что вызывало ее ревность к женщинам, а еще она нападала на детей и поедала их. Ее часто изображали со змеями на голове вместо волос".
Хороший пример изображения ведьмы, иконографически относящейся к типу "Зависть", можно увидеть на невероятно насыщенной итальянской гравюре, известной как Lo Stregozzo или "Шествие ведьм" (1520 г.). На ней изображена злобная ведьма с разинутым ртом, растрепанными волосами и сморщенными грудями, которая сжимает в руках дымящийся котелок (или котел) и едет верхом на фантастическом, монструозном скелете. Ее правая рука тянется к голове одного из младенцев, сваленных в кучу у ее ног.
Гравюра была создана в годы "золотого века" колдовства в изобразительном искусстве – он пришелся на бурную эпоху XVI и XVII веков, когда преследования ведьм сотрясали Европу (своей кульминации охота на ведьм достигла в период с 1550 по 1630 годы). "По всей Европе бушевали конфликты, вызванные Реформацией и Контрреформацией, шла кровопролитная Тридцатилетняя война, ее захлестнули невероятная бедность и социальные преобразования, - говорит Петербридж. - Даже король Яков в своем произведении "Демонология" (1597 г.) задавался вопросом: откуда повсюду взялось столько ведьм? По всеобщему убеждению, это объяснялось тем, что мир погряз в грехе и разврате и катится к своему закату".
В результате искусство захлестнул поток женоненавистничества в изображении черной магии, а художники воспользовались изобретением печатного станка, позволившего им быстро и повсеместно распространять плоды своего творчества. "Колдовство тесно связанно с революцией в книгопечатании", - объясняет Петербридж. Многие из этих гравюр, таких как великолепная цветная ксилография "Шабаш ведьм" (1510 г.), созданная учеником Дюрера Хансом Бальдунгом Грином, можно увидеть на выставке Британского музея.
Однако к XVIII веку ведьм уже не рассматривали в качестве угрозы человечеству. Теперь они воспринимались как образы, порожденные суеверными страхами крестьян. Тем не менее, это не мешало великим художникам, таким как Франсиско Гойя, и дальше изображать их.
Ведьма Гойи - существо скорее сатирическое
В "Капричос" (от испанского Los Caprichos – причуды) Гойи, серии из 80 эксцентричных офортов, завершенной в 1799 году, ведьмы, наряду с гоблинами, демонами и монстрами используются как средства сатиры. "Гойя использует образы черной магии метафорически, чтобы вскрывать пороки общества, - говорит Петербридж. - Его гравюры на самом деле говорят о социальных проблемах: жадности, войне, продажности духовенства". Полет на метле с видом на пороки общества
Гойя не верил буквально в реальность существования ведьм, но его гравюры до сих относятся к числу наиболее убедительных из когда-либо созданных изображений колдовства. Офорт под номером 68 особенно примечателен: на нем иссохшая колдунья учит молодую, привлекательную чародейку летать на метле. Они обе обнажены, а картина, безусловно, подразумевает развратность: испанское volar (летать) на сленге означает испытывать оргазм.
Приблизительно в то же время в среде художников, работавших в Англии, существовала мода на изображение черной магии в театральных сценах. Например, художник швейцарского происхождения Генрих Фюсли написал несколько версий знаменитого эпизода из трагедии Шекспира, когда Макбет на болоте впервые встречает трех ведьм.
К нашему времени, однако, традиция изображать черную магию в искусстве пришла в упадок. Художникам, прибегавшим к этому жанру, уже не хватало той странной силы воображения, которая вдыхала в него жизнь в прежние времена. В XIX веке и прерафаэлиты, и символисты испытывали влечение к изображению ведьм, которым они придали образ роковых женщин. Но, возможно, их зловещие соблазнительницы больше относятся к области сексуальных фантазий, чем к искусству.
Единственное, что оставалось неизменным в изображении черной магии на протяжении всей истории искусства - это женоненавистничество. Будучи женщиной, какие чувства испытывает в этой связи искусствовед Дианна Петербридж? "Поначалу я испытывала крайне неприятные ощущения, когда я смотрела на эти картины, потому что они такие дискриминационные (по признаку возраста – Ред.), - говорит она. - Конечно, сейчас они больше не шокируют меня, и я думаю, их спасают присущие им качества - чрезмерность, сатиричность и изобретательность". Такого рода сцены часто привлекали художников, поскольку они позволяют изобразить драматическую коллизию. Да, эти картины представляют собой демонизацию женщин. Вместе с тем, они часто тесно связаны и с критикой общества. Ведьмы - это козлы отпущения, на которых проецируются пороки общества".
Современная ведьма может не соответствовать общеизвестным стереотипам: у нее не обязательно должны быть рыжие волосы, зеленые глаза или хромота на левую ногу. Однако самый яркий признак ведьмы в женщине — внешность, привлекающая всеобщее внимание.
Выражение глаз, особенная улыбка, неповторимая плавность жестов — или напротив, жесткий, «колючий» образ, который не замаскировать никакими ухищрениями — ведьма может быть разной, но она всегда производит неизгладимое впечатление и запоминается с первой минуты знакомства.
Внимательное отношение к своим и чужим словам.
Практики любой традиции знают цену слова, и никогда не станут лгать без необходимости, бросаться пустыми обещаниями или строить козни. То, что ведьма действительно желает, она все равно получит, поэтому во лжи и манипуляциях нет никакой нужды.
Любовь к животным и природе.
Многие из нас заботятся о природе и любят животных, но несомненным признаком ведьмы в женщине является абсолютное слияние дома и матери-природы. Современная ведьма одинаково отреагирует на мусор, брошенный у порога ее жилища или в глубине леса: с огромным возмущением.
Выказывать свое недовольство такая женщина будет в зависимости от темперамента, но мусор уберет в любом случае, так как считает Природу своим первым и настоящим домом.
Необычная одежда или украшения.
Некоторые женщины, обладающие способностями, могут намеренно не раскрывать своей сути, тщательно подбирая одежду, аксессуары и прическу, которые не позволят заподозрить ее в интересе к оккультным наукам. Однако такие случаи редки: чаще всего современные ведьмы не боятся вызвать подозрения и носят то, что им нравится, к примеру, одежду необычного покроя преимущественно темных цветов, странные на первый взгляд украшения из камней, глины или серебра, а так же неизвестные символы и узоры.
Стремление к одиночеству.
Еще одним признаком ведьмы является стремление женщины к одиночеству, уединенным дальним прогулкам и некоторая отстраненность в общении. Это вовсе не значит, что ваша компания не соответствует ее интересам — просто ведьма видит, слышит и чувствует гораздо больше, чем все остальные, и ей нужно восстанавливать свое энергетическое поле в общении с природой.
Вещие сны и умение предсказывать будущее прямо указывают на наличие способностей к ведовству. Этот признак ведьмы сложнее всего скрыть: сказанного не воротишь, и после короткого знакомства с женщиной, наделенной даром, вы заметите, что ее предсказания всегда попадают в цель, а случайно брошенная фраза точь-в-точь обрисовала какую-либо ситуацию.
Женщины, обладающие магическим даром, легко сходятся с людьми.
Однако они предпочитают проводить время в одиночестве. Даже компании близких родственников колдуньи избегают. Ворожеи мудры и интересны в общении.
Но после времяпрепровождения с представительницами белой магии на душе легко и приятно. А вот злые ведьмы как будто высасывают энергию. После разговора с ними человек ощущает себя обессиленным. В доме чародеек часто царит беспорядок, несмотря на то, что они любят покупать новые дорогие вещи. Из-за этого мужчина может даже заподозрить ведовство в своей жене, что не всегда соответсвует действительности. Колдуньи часто разговаривают сами с собой. Существует мнение, что ведьмы избегают посещения церкви и даже теряют сознание от запаха ладана. Это не так. Чародейки часто посещают храмы, но здесь таких личностей стоит опасаться. Они могут навести в церкви порчу.
Если колдунья обошла человека в храме против часовой стрелки и остановилась сзади, то она таким образом забирает у жертвы энергию. Провидицы часто скрещивают руки или ноги, находясь в церкви, крестятся левой рукой, начиная с области пупка. Часто поворачиваются спиной к алтарю и задом выходят из храма, как будто пятясь. Стоит обратить внимание на поведение людей в церкви во время Рождества. В этот день женщины, связанные с потусторонними силами, стараются прикоснуться к замку на воротах храма. Так они получают магическую энергию.
К счастью, еще со времен мрачного средневековья и до наших просвещенных, но, порой, также мрачноватых, дней, не иссякает количество исследователей вопроса о личность настоящей ведьмы. Выделим и мы, опираясь на многочисленные источники, некоторые отличительные качества характера и образа мышления эффективного коммуникатора и харизматического лидера.
Во-первых, настоящая ведьма обладает развитым воображением.
Она способна развернуть перед изумленным клиентом столь красочные, подробные и, потому, убедительные картины будущего, что у слушателя глаза разгораются и сердце начинает биться в предчувствии правды. Ведь ничто так не волнует нас , как ощущение причастности к истине.
Настоящий лидер создает мощный художественный образ, который проникает прямо в душу, минуя фильтры логики и рационализма, ибо логика - орудие сомнения, а сомневаться нам некогда, надо бизнесом заниматься.
Конечно, одного воображения предпринимателю совершенно недостаточно. А то, в порыве художественного творчества, можно о цели забыть и потратить свой жар впустую.
Поэтому, кроме воображения, нам требуется незаурядная воля.
То есть способность сосредоточиться на том, что не вызывает интереса. Ведь для того, чтобы интересоваться интересным, извините за тавтологию, никакой воли не надо. А вот сосредоточиться на объекте, в другое время, быть может, вполне ничтожном, может лишь волевой человек.
Поскольку здоровая воля не нуждается в костылях аргументации. Ее источником являяюсь лишь я сам, мои личные убеждения и вера. Таков уж удел свободного человека.
Именно вера - третья черта характера настоящей ведьмы. Она сама безусловно, то есть без условий, верит в то, что говорит и потому ей нет нужды изображать уверенность, она ее просто излучает.
Ведь человеку свойственно быть транслятором своего состояния.
Поэтому управление другими следует, очевидно, начинать с управления своим собственным состоянием, включая наше отношение к клиенту, своему предмету продажи и, главное, к своей роли в общении. По этому поводу на ум приходит притча про Махатму Ганди, великого мыслителя и философа.
Он, как известно не чурался и решением частных проблем. Как то к нему обратилась некая женщина, с просьбой, чтобы Ганди помог ее сыну избавится от пристрастия к сахару. Мудрец подумал и сказал "Приходите через неделю".
Женщина удивилась, но через указанный срок снова привела сына.
На этот раз Ганди внимательно посмотрел на мальчика и произнес "Прекрати есть сахар". Женщина удивилась еще больше и спросила, почему эти простые слова не были сказаны раньше. Ганди ответил "Неделю назад я сам ел сахар". Вывод прост: чтобы кого то убедить, надо самому быть искренне убежденным. Поэтому ведьма никогда не говорит того, чего не происходит и потому всегда происходит то, что она говорит.
Наконец, настоящей ведьме присуще такое качество, как тайна - то есть крайнее выражение хорошо известного принципа дефицита. Он заключается в том, что человеку больше всего хочется недоступного. И потому тот, кто причастен к тайнам вызывает неподдельный интерес, что и требуется для эффективного управления. Недаром есть поговорка "В каждой женщине должна быть загадка". А нет загадки - сам виноват, нечего было спрашивать и доискиваться.
Приметы причастности к тайне - необычность, непредсказуемость, неординарность.
Поскольку каждая личность уникальна, для достижения результата достаточно понять себя и быть собой. Познать самого себя призывал еще великий Сократ, человек, правда, далекий от бизнеса, но, очевидно, близкий к истине. Это познание дается нелегко, но таковы издержки профессии.
Кроме того, признание любого человека носителем тайны, избавляет нас самих от иллюзии полного понимания кого бы то ни было, а это позволяет нам проявлять искренний интерес к каждому собеседнику. Который всегда оценит, в том числе деньгами, уважение к своей неповторимой, непостижимой личности.
Итак, воображение позволяет нам видеть красочные картины будущего, воля не дает уклонится от наших целей, вера делает нас убедительными и правдивыми, а признание тайны - свободными от излишнего апломба. И тогда мы приобретаем силу настоящей ведьмы и имеем шанс сделать свой полет в область бизнеса увлекательным, захватывающим и продуктивным.
AnikA, Интересный материал. Просьба, большие тексты прячем, под спойлер. Пожалуйста!
Ночной Страж ЧЗО Не делай людям то, что не хотел бы, что бы сделали тебе.