Возвращение Шрама один из лучших модов на игру Тень Чернобыля. Во всяком случае для меня он стоит наравне с такими модами как Реборн, SGM 1.7. Проходил Шрама множество раз, и без патча, и со 2м патчем и с 3м. Просто в моде Возвращение Шрама были небольшие глюки, особенно в Волчьем логове когда вертолёт по Возвращению с Юпитера расстреливал всё подряд, в моде со 2м патчем все неурядицы подработали. В моде с 3м патчем добавлены моменты которые мне лично не очень нравятся, поэтому мне больше нравится мод со 2м патчем. Итак, как я прохожу игру?
землянка, бегу к Мюрелю(учёный) Разговор с ним, квест на запчасти к радиостанции ,разговор с Димоном и к Сидору. Диалог через дверь с Сидором и когда в двери щёлкнет замок сохраняюсь, это для того что бы не было лишней беготни по Кордону, захожу к Сидору и перезагрузками добиваюсь чтобы квест на Голову был на блок посту вояк,заскакиваю в землянку где появился, собираю со стола продукты и на Бокпост, подбираю Голову ,собираю продукты на блокпосту и тут же продаю их кому либо из солдат ,лишняя сотня рублей абсолютно не лишняя ГГ. Приношу голову Сидору, он даёт двухстволку и 30 штук патронов дроби. Продаю ему детектор и покупаю ещё дроби. Иду к Димону и побежали на Свалку. Какой либо хабар на Кордоне искать безсмысленно, разве только несколько артов, Медуза ,Каменный цветок и Кровь камня, но как колотит ГГ при взятии артов? Так я предпочитаю их не собирать. Артефактов хватает и при обыске трупов и в тайниках, да и стоят они буквально копейки, так что ну не стоят арты той тряски при взятии их что они вытворяют с ГГ. А вот трупы и мутантов и Трупов стоят внимания, хвосты кошек ,собак, псевдопсов ,кровососов ,в общем всех мутантов стоят денег и неплохих. И так бегу с Димоном к переходу на Свалку, перед блокпостом перехода на Свалку можно действовать по разному, Димон бессмертен ,поэтому можно от него отстать на приличное расстояние, а можно наоборот убежать вперёд и забраться на валуны справа перед блокпостом. На блокпосту Кровососы, обычно 5 штук. В этом моде они довольно противны, как то ,типа псиатакой, они отворачивают от себя ГГ, очень сложно их стрелять, разве только на расстоянии когда кровосос бежит на ГГ, катится столб дыма или огня и в этом угадываются очертания кровососа. Если ГГ влез на камни, то сверху тогда кровососов можно и пострелять, если отстал ГГ от Димона, то Димон с ними справится, ну а после естественно надо осмотреть тупы кровососов, Димон этим не занимается. В общем на блокпосту ,у ворот ,Димон открывает переход на Свалку ,появляюсь и почти всегда в переходе, жму НЕТ ,и помогаю Димону отстрелять слепых псов.Справа в низинке у поваленного дерева металлический ящик ,разбиваю, подбираю патроны и аптечки и догоняю Димона. Идти лучше след в след за Димоном ,он аномалии обходит, а их приличное количество. Если отстал то кидаю болты, Детектор то продал Итак подходим к куче мусора, Димон останавливается, поворачивается и появляется сообщение что пришли на место, поворачиваю вправо и лезу на гору мусора ,там вот такая штука стоит-
Это и есть радиостанция, вернее запчасти к ней. Подбираю и бегу в депо. В депо два торговца, Ворон перед Депо у забора а второй торговец в депо. Ему продаю части мутантов что собрал по дороге,все, кроме глаз полтергейса, если таковые у меня есть. В вагон за спиной торговца ,тут в ящике аптечки и в вагон что во дворе ,там патроны ,куртка. Если есть бандиты то разбираюсь с ними ,собираю хабар и бегу к кладбищу техники и вправо ,бандиты и много, разбираюсь с ними ,собираю хабар , иду через кладбище техники к блокпосту ,в будке на выходе ящики ,в них аптечки ,патроны. Прохожу до блокпоста ,могут попасться бандиты ,ну а нету, иду по дороге к Депо, справа в плитах бандиты, забираю у них хабар, и на плите пара ящичков ,разбиваю- аптечки, патроны. Иду в Депо, всё оружие разряжаю и сдаю всё лишнее торговцам, если попал более менее целый ствол АК 74 то оставляю его а также и патроны к АК ну и естественно дробь. Затем бегу к Барахолке ,на верху сидит бандит, сбиваю его и стою жду. Сперва появляются пара Сталкеров ,среди них Умник ,он очень нужен будет в конце игры, поэтому если ему понадобится помощь отбиться от мутантов то естественно помогаю. Ии появляется группа бандитов, кончем их всех, но в первую очередь Кочергу ,у него дробовик Спас12 апгрейд и с трупа снимем первую цифру от тайника Семецкого. Вобщем собрали хабар и в Депо, разрядил и продал торговцам естественно оставил Спас12 и хороший ствол АК 74, ну или Абакан что взял у одного из бандитов.Потопал на Агро. Перешёл и у авто за воротами стоят солдаты, Бегу в тоннель ,налетают вертолёты ,стреляют из пулемётов и ракетами, но в глубине тоннеля они не достают, тогда выхожу и стреляю с АК по вертолёту ,загорается но надо добить пока не упадёт , и так их три. Затем появляется сообщение что на Агро появилась большая группа противника ,обычно эта группа появляется возле перехода со свалки на Агро, может и между тоннелем и базой сталкеров ,в общем надо побегать что бы их найти. Если появляются наёмники, без Ведьм ,я перезагружаюсь с Автосэйва и до тех пор пока не появятся Ведьмы, и не просто Ведьмы а что бы среди них была Ведьма инструктор ,её сразу отличаю ,она в бандитском плаще ,только у таких Ведьм дробовой автомат КАМО. Самый плохой вариант это если Ведьмы спавнятся на крышу здания вояк(база Долга) Пока добежишь и поднимешься на крышу ,вояки уже всё подберут, конечно можно выкупить у них КАМО, но за КАМО они дерут 50 тысяч, а таких денег естественно у ГГ ещё нет. В общем надо покрутиться ГГ и есть за что. Ну и очень желательно какую нибудь из Ведьм ранить и вылечить. Вылеченая Ведьма покупает у ГГ хабар по очень достойным ценам. Можно будет продать прямо на Агро, а потом Ведьма придёт на Кордон, в деревню Новичков и можно будет и там ей продавать.
Ну в общем взял КАМО ,и хабара набрал ну и на Свалку в Депо ,лишнее продал и на Кордон. Отдал запчасти подруге в деревне Новичков , Мирюэль просит привести в деревню его друзей учёных. Естественно соглашаемся, но сперва идём к Сидору, что лишнее сдаём, покупаем спальник ,детектор(ГГ же его продал перед походом на Свалку) дроби как можно больше. Бегу за учёными , это за тепловозом у тоннеля. По пути на АТП отбираю хабар у Бандитов. С АТП в тоннель перехода в ТД, там внутри кровосос , собаки, плоти и труп бабки. Убираю их ,проверяю на предмет конечностей и к тепловозу ,на крыше тепловоза арт Кровь камня, но я уже говорил ,ну нет смысла подвергать ГГ экзекуции, тем более за сравнительно копейки, арт Сидор возьмёт за 700р. Подхожу к учёным ,надо чтобы они сидели у костра ,если не сидят то сохраняюсь и перезагружаюсь, тогда подтянутся к костру и будет разговор ну и побежали в деревню. Нужно при проводке почаще сохраняться так как кто то из них может остановиться и только перезагрузкой его сдвинешь с места. Дорогой могут попасться собаки, их лучше не стрелять при сопровождении ,при выстрелах учёные залазят в кусты и их потом целая проблема оттуда вытащить Пришли в деревню ,сразу подхожу к Мюриэлю и стою рядом, к нему подходит один из приведённых учёных ,начинает играть музыка и дивчина говорит что мол наладила радио ,тут же вступаю в разговор с Мюриэлем ,он просит сходить на болота, проверить сигнал SOS. Тут раздаётся выстрел с СВД и учёный в рыжем костюме убит ,бегу к Сидору, лишний хабар сдаю и покупаю дробь, всю какая у него есть. Пока хожу на болота Сидор улетит ,больше в таком количестве(300шт) уже долго не купить. Мирюэль(учёный) даёт АК74 , оптический прицел , бронебойных патронов к АК и хороший научный костюм. В нём я собственно почти всю игру и бегаю. Пошли на болота, переход на блокпосту вояк , метка конечно есть.
Появляюсь у Южного хутора и как всегда в этом моде ,в переходе, поэтому жму НЕТ, задание - Уничтожить нацистов ,уничтожаю Обыскиваю трупы ,и тут ,как всегда ,перезагрузками можно добиться и хороших артов в трупах и тайников на локации. Смотрю карту, сигнал SOS шёл от разрушенного моста, прикидываю свой путь к нему, нет ли по дороге тайников, если есть то иду так что бы осмотреть тайники, ну а на нет и суда нет. Бегу к мосту на Лодочную станцию, в Разрушенной деревне кошки, неплохой приработок, собираю хвосты и на Лодочную станцию. Прибегаю и не обращая внимания на ожившие трупы бегом за амбар как к мосту, Контролёр ,выбиваю ему мозги и тогда занимаюсь трупами, их 10к, но с КАМО играючи разделываюсь. Собираю конечности и иду вдоль ограждения по направлению к стоянке под насыпью, немного прохожу и в ограждении прорыв ,поднимаюсь на рельсы и по рельсам к мосту. Перепрыгиваю через ограждение и в нору. Там Костя, разговор с ним и пошли на базу ЧН. Муторно за ним бежать, но куда деться. Пришли ,даёт арт и говорит- кинь на землю ,появится переход, для выхода с базы найдёшь в мешке на дереве такой же арт и активируешь на базе .В общем отхожу, кидаю арт на землю и бегу к месту где с Костей говорил ,там купол перехода ,вхожу и на базе, 7 человек охраны, разбираюсь с охраной ,собираю хабар ,поднимаюсь на 2й этаж ,в комнату где в ЧН появлялся Шрам. На табурете лежит мешок, в нём арты Абсолюты ,они нужны Косте ,забираю и иду к будке механика , в это время появляется сообщение что Сидор с Кордона улетел, перед входом в будку на крышу сарая ведёт трап. Поднимаюсь, разбегаюсь и перепрыгиваю на дерево, на ветке мешок ,в нём арт для перехода, соскакиваю на землю ,бросаю арт ,создаётся купол- переход. Могут из него появиться наёмники, Ведьмы, Зомби, если появились, то разбираюсь с ними и в купол ,переход, Рыбацкий хутор ,и тоже следом может кто либо появиться. Подхожу к Косте, отдаю абсолюты и потопали к месту создания перехода, на Южный хутор. Дорогой немножко стрельбы по болотным тварям и приходим на Южный хутор. Костя начинает создавать переход на Кордон, а я смотрю карту. Есть не обследованные тайники, жду когда Костя исчезнет и бегу обследовать тайники, собрал и к переходу.Переход, Кордон. Бегу в деревню, разговор с Костей, затем с Мирюэлем (Учёным) Просьба пойти к военным на Агро. Пошёл. Можно пойти через Свалку ,а можно за мостом Кордона вдоль насыпи в самый угол и переход на Агро. (на карте отметка перехода есть) Появились на Агро, бегу к Воякам ,разговариваю с командиром, соглашаюсь помочь и бегом на крышу ,появляется вертолёт, сбиваю. Вертолёт четвёртый, последний. Тогда вниз и уничтожение хозяев, придётся побегать, могут быть и на болоте и в сторону перехода на Кордон, в общем пока не появится сообщение что задача выполнена. Тогда иду к командиру ,разговор и пошёл вниз, появляется сообщение от Лебедева, бегу ,это вправо от ворот за холмом, я в общем то близко к Лебедеву не подхожу, с G36 по ногам ,вспышка и ГГ на электроопоре, спрыгиваю и бегу к тому месту где стоял Лебедев ,там подбираю активатор ,открывается переход на Кордон ,бегу к переходу и на Кордон. В деревне разговариваю с Мирюэлем, он просит защиты от снайпера и говорит что на блок посту в укромном месте должна быть винтовка СВД. Соглашаюсь, если в деревне есть уже Ведьма, то лишнее ей сдаю и бегу на блок пост. Между казармой и вышкой, на дереве у забора ,на ветке мешок, в нём СВД Тигр, оббегаю вокруг вдоль забора ,заскакиваю на плиты,(можно дойти до дерева по верху забора) с них на туалет, с туалета на крышу казармы, по коньку крыши прохожу две трети и потом разбегаюсь и прыгаю на дерево, подбираюсь к мешку, забираю СВД и сохраняюсь. Если упаду или спрыгну во двор может сработать тревога ,в игре с 3м патчем обязательно сработает тревога, поэтому надо по веткам пробраться и выпрыгнуть за забор. Спрыгнул за забор, всё тихо и спокойно. Побежал в деревню. Обычно перед деревней сохраняюсь и проверяю на выстрел СВД. Если БИН с мода установился неправильно то выстрела с СВД Тигр не будет. Но всё нормально, выстрел есть, перезагружаюсь что бы не терять патрон, а их всего десять ,прихожу к учёному, он говорит что надо залезть на крышу, на трубу и оттуда застрелить снайпера который должен вот вот появиться. Залажу на трубу указанного дома , СВД в руки ,смотреть надо через прицел по линии выше бункера в котором Шрам появился ,в прицеле появится красный квадратик вражеского снайпера, а потом мелькнёт и сам снайпер, торопиться особо не стоит но и медлить нельзя ,выбираю момент что бы ветки не мешали, выстрел ,сообщение- задача выполнена. Спрыгиваю с крыши ,бегу к трупу снайпера ,подбираю СВД. Довольно интересный момент в том что ни в трупе снайпера ни в СВД нет ни единого патрона, чем он стреляет непонятно Подхожу к Мирюэлю ,разговор ,просит пойти на Бар и договориться с командой Танго о защите. Соглашаюсь и бегу к переходу на Свалку. По дороге к блок посту всё оббегаю и зачищаю под ноль от мутантов. На блок посту перехода на Свалку опять кровососы ,разбираюсь и перехожу на Свалку. Можно забежать к торговцам в депо, сдать конечности мутантов, руки трупов больше пока продать некому. Ну и блокпост перехода на Бар, здесь объединённый пост Долга и Свободы. У ворот долговец Прапор ,требует деньги за проход ,отчитываю его ,он меняет тон и просит поговорить с бандитами которые должны подойти ,соглашаюсь. На бугре появляются бандиты ,появляется сообщение мол кто будет разговаривать ,Подхожу к Буру, старший бандитов ,разговор и (Две фразы, нижняя) говорю, мол передай что Шрам сказал уматывать по хорошему. Бандиты разворачиваются и уходят, а я к Прапору. (Перед первым разговором с Прапором оббегаю округу и кончаю мутантов и приблуд бандитов, они могут сорвать разговор с Буром)Разговор с Прапором и ворота открываются и потопал я в бар, т/е к переходу на Бар.
В принципе далее игра проходит скорее всего как и у всех, т/е команду Танго привожу на Кордон, есть неувязки или можно сказать небольшие глюки, т/е если кто то из команды встал и не хочет идти то надо перезагрузиться и побегут. Когда с командой Танго появитесь на свалке будет небольшая войнушка с бандитами ,во 2м патче обязательно обыскать бандита в ЭКЗе ,возьмёте и ЭКЗу и главное ,вторую цифру от тайника Семецкого. В моде с 3м патчем ЭКЗа не берётся. После того как приведём команду Танго на Кордон ,война с хозяевами и в деревне новичков и на блокпосту ,разговор после этого с Димаком и полёт на вертолёте до блокпоста- перехода на свалку. Обычно я смотрю в это время не появились ли тайники на болотах, если появились то бегу туда и собираю хабар по тайникам. Потом Агропром, к Двоечнику, он на 3м этаже базы Сталкеров, разговор с ним и пошёл к тоннелю , на крыше вышки возле тоннеля мешок ,в нём письмо Стрелка как попасть в подземку,
на крыше сохраняюсь и начинаю прыгать на электроопору, помучиться приходится но мучение стоит того что находится в мешке на ящике электроопоры- Огнемёт, заряды к Огнемёту и главное ремнабор для ремонта оружия. Бронь он не ремонтирует, но с его помощью можно снять шлем с любого костюма. Переход в подземку находится на горловине одной из четырёх цистерн на базе Сталкеров Агро.
В принципе в игре со 2м патчем в подземку можно и не лезть, на игру это не повлияет. в игре с 3м патчем ГГ после разговора надо идти в сам тоннель, там обыскать труп сталкера ,придти к Двоечнику, тогда он даст наводку на вышку около тоннеля и лезть в подземку нужно ,когда ГГ пройдёт подземку то обязательно придти к Двоечнику ,разговор с ним и Двоечник откроет переход на Свалку, удобнее чем бежать через Кордон на Бар. В общем после всего иду на Бар к Воронину. Воронин просит убрать Борова ,но не с огнестрела а с Арбалета. За Арбалетом посылает к Щукарю в Волчье логово. Лучше туда идти днём или с утра. Появляюсь и сразу иду к Вторычу, он или на камнях с пулемётом или бежит к камням. Беру у него квест на Ноутбук и иду к Щукарю, там же в избушке и Сидор. С Сидором только торгую ,никакого разговора, иначе пьянка и потеря времени, покупаю дробь и разговор с Щукарём ,он ведёт к болоту ,подводит к камням и останавливается. Внутри между камней лежат стрелы к Арбалету ,проход вовнутрь есть, вдоль камней идти и присев проходить вовнутрь. Затем бегу к краю болотца ,там тоже камни в начале болотца и внутри ящик с патронами к СВД, 100штук, десять пачек. На камни влезаю и в болотце иду к середине ,подбираю Арбалет и появляется Чудо Юдо, с дробовика картечью ложится моментом , с трупа Чуды снимаю кость и бегом на берег и по берегу бегом. После смерти Чуда появятся тараканы , загрызть могут моментом. В общем хоть по воде ,хоть берегом, бегу по лощине (Ущелье) оставляя это болотце сзади. Могут попасться Химеры нового образца. Ну и добегаю в конце лощины( Ущелье), до болотца. Ищу ноут ,если здесь его нет то иду на озеро(смотри карту) Тогда ноут в озере, подбираю и топаю к Вторычу ,отдаю ноут. Вторыч просит принести диск с Бара. Иду на бар. Появляюсь и сохраняюсь. Разговариваю на блокпосту с другом Вторыча ,он говорит что базу чистили и диск где то воле базы валяется. Диск может быть в трёх местах, но лучше всего если он лежит под навесом где обычно переход с бара на Дикую территорию, поэтому бегу туда, если там лежит диск, то всё отлично, нет перезахожу и так до тех пор пока диск не появится там где нужно для моего ГГ. Диск лежит, поднимаю и сверху сыпятся Ведьмы. Когда они сыпятся в этом месте то потом с их трупов ни Сталкеры ни Долговцы не успеют собрать хабар, а хабар приличный. Собрал хабар, сразу продавать его не стоит ,много неисправного ,надо прогнать всё оружие через рем набор, но в это время рем набор ремонтирует , востонавливает только до 85%. Поэтому я обычно всё прячу в тайник где брал Огнемёт для Димака, тогда иду в Волчье логово, отдаю диск Вторычу и иду к Щукарю ,тот открывает переход в Тёмную долину ,метки на карте может и не быть ,но переход есть ,это по тропинке идти мимо озера и карьера. Но идти лучше рядом с тропинкой, на тропинке есть мины, почти перед переходом. Появляюсь в Т.Д. Разговор с Пулей ровно в 20.00 ,раньше бесполезен, всё равно скажет подходи в 20.00, бегу на ферму ,разговор с Буром. потм гуляю по локе уничтожаю мутантов да и время от времени появляются бандиты. К баз бандитов близко подходить можно только со стороны эстакады, и то только до ворот, иначе ГГ зомбируется. Издалека с СВД снимаю с вышек гранатомётчиков ну и если кого то увидел во дворе. Чем больше убрал бандитов на базе ,тем легче и лучше будет потом. Держусь от Пули подальше что бы в час ужаса ,а их пока время выжидаешь, бывает и несколько. В это врмя при появлении мутантов отлично работают гранаты и с Грозы и ручные. Без пяти 20.00 подхожу к Пуле ,ровно в 20.00 обращаюсь и он даёт точку откуда стрелять Борова, это рядом,на земле синяя аптечка ,становлюсь ,достаю Арбалет, появляется на крыше Боров ,стрелять с Арбалета надо чуть выше головы, прикольно Но можно и с СВД ,от этого ничего не меняется. Пуля хвалит за выстрел и говорит мол побежали я переход открою ,бегу вдоль ограждения к тому месту где ГГ появился в ТД ,попадаются мутанты, разные, но КАМО работает на отлично и на ферму к Буру, обычно время 20.15 ,разговор с Буром и к воротам завода- базы бандитов, напротив будки нефтебазы, сообщение ,Бакс, взять деактиватор ,немного погдя вторая команда -Бакс взять деактиватор, и отбегаю к будке заправки, третья команда- Бакс взять деактиватор. Видно как Бакс бежит вдоль забора к воротам базы. Небольшой перерыв и сообщение- Отлично Бакс, к переходу ,появляется Бакс и бежит к остановке,ГГ за ним и к переходу на Свалку ,
там Бакс кидает на землю Диавктиватор ,ГГ подбирает и бегом на камни,час ужаса, всё отстреливаю и на завод , в комнате Борова, в ящике стола документы ,забираю ,сообщение- замок в лабораторию разблокирован. Иду и спускаюсь в лабораторию. Там в двух местах документы ,в ящике в углу комнаты которая за комнатой с контейнерами и в той комнате где обычно в Т.Ч всегда документы, но там их стерегёт Чудо Юдо, не советую пользоваться Огнемётом, почему то происходит вылет ,и не только у меня, у многих, лучше всего КАМО и картечью, хотя и дробью ложится ,просто больше зарядов потратишь. Всё. Доки взяты. Тут вариантов дальнейшего пути ГГ много, но после нескольких прохождений выбрал себе путь с меньшей затратой времени ,бегу к Воронину, доклад о смерти Борова и Воронин говорит что в Волчьем логове был сигнал СОС. Бегу в Волчье логово , к Сидору. Вот тут можно с ним поговорить и самогону попить ,уснул, проснулся ,может разбудить и час ужаса ,надо не прокараулить Щукаря и бежать за ним в нору, отсидеться ,потом опять к Сидору ,разговоры и о тайнике Семецкого и ппросьба , привести с Кордона Хакера. Бегу на Кордон, напротив фермы в развалинах Хакер,спит стоя и несколько бандитов ,бандитов убираю ,Хакеру продаю и активирую метку и бегу в деревню Новичков к Косте, разговор с Костей ии смотрю карту болот на предмет тайников ,если тайники есть то бегу их оббирать и потом в Волчье логово ,там в пещеру где сидит подавший СОС Круглов ,с ним на Озеро ,прыгаю в подземку ,бегу по верхнему уровню пещеры перепрыгнув через дыру в нижний ,кончаю контролёра ,возвращаюсь к дыре вниз ,спрыгиваю ,кончаю второго контролёра и на выход в ущелье и к Круглову и с ним уже опять в подземку и он делает переход на Дикую территорию.
Доброго здоровья камрады! Что ещё сказать, дальше игру веду в общем то не отклоняясь от задуманного автором сценария, здесь в теме хороший гид на соседней теме , есть разница в игре с 3м патчем, когда по квесту гоню Ниву Сидору ,по сценарию надо гнать через болота , но я с Кордона еду на Агро , недалеко от тепловоза переезжаю железнодорожные пути и мимо фермы в переход на Агро. И второй момент ,когда иду в Предбанник в руках держу Абакан с прицелом и подствольником ,всё заряжено, при появлении в Предбаннике при избиении кручусь как могу держа нажатой кнопку А, подобрать. Автомат ,после нескольких попыток оказывается не отобранным в рюкзаке ГГ, что очень облегчает задачу в тюрьме. Перед воротами валить "Стрелу" бесполезно, Кузнецов неубиваем и завалит ГГ. Поэтому надо спокойно идти к нему и в тюрьму.