Полтергейст - (нем. Poltergeist — «шумный дух») — феномен, проявляющийся беспорядочным перемещением предметов, странными «потусторонними» звуками «из ниоткуда» и даже разрушительными последствиями в помещениях. Полтергейст как явление известен с древности. По имеющимся в настоящее время данным, полтергейст представляет собой феномен с большим количеством проявлений. Их можно выделить в следующие группы: 1) Акустические проявления. Сюда относятся всевозможные звуки в помещениях, источник которых невозможно установить. Ими могут быть гул, грохот, шум на чердаке и/или в подвале, удары в стены, пол и потолок, царапанье и пр. 2) Кинематические проявления. К ним относятся различные самопроизвольные перемещения предметов. Отмеченные при перемещении предметов скорости находятся в диапазоне от 2-3 см/с до 3 км/с. Причем скорость набирается мгновенно, предметы срываются с места с ускорением, которое может в 46 раз превышать начальную скорость снаряда, вылетающего из дула пушки. Что же касается траекторий, то они имеют самый различный вид: прямой, криволинейный, ломаный, с огибанием углов стен, мебели и людей. 3) Телепортация - исчезновение предметов в одном месте с их появлением в другом. В 17 процентах полтергейстов зарегистрирована телепортация предметов - их проникновение через стены, дверцы шкафов и холодильников, оконное стекло без какого-либо повреждения этих преград. Это вполне соответствует «классической схеме». 4) Температурные проявления: самопроизвольное изменение температуры предметов вплоть до обледенения или возгорания. 5) Воздействие на людей. Часто при полтергейсте люди, находящиеся в пораженных феноменом помещениях, испытывают различные физические и/или психические воздействия со стороны неизвестной силы. 6) Электрические проявления. Обнаружены в ХХ веке и представляют собой воздействие полтергейстов на электрическое и электронное оборудование. 7) Иные проявления. Любые другие паранормальные явления в жилище, которые не могут быть отнесены к предыдущим группам. В 36 процентах случаев - спонтанно возникающие надписи на обоях, трубах и в других местах, а также записки, адресованные жертвам полтергейста. В четырех-пяти процентах случаев общение происходило путем переписки, рисования или печатания на машинке. Наибольший интерес представляют те контакты с барабашкой, когда он вполне разумно, можно даже сказать - «по-человечески», реагировал на проявленные к нему добрые чувства. Это свидетельствует, что поведение сущности, которую называют полтергейстом, не является жестко запрограммированным, а подразумевает свободу выбора. Отсюда следует и другой вывод: этот феномен по своей природе дискретен, то есть за ним стоит множество отдельных сущностей. Причем не исключено, что каждая имеет свои «личные» особенности, свой «характер». 8) Воздействия на человека. Полтергейст заставляет беспорядочно летать предметы по квартире (дому и т. п.), но он никогда не навредит человеку - полтергейст может кинуть нож в лицо человеку, а потом за сантиметр от головы лезвие просто упадёт на пол. Некоторые склонны объяснять это предположением, что полтергейст питается эмоциональной энергией неустойчивых людей. Исходя из этого, можно допустить, что необъяснимая сила успокоится только лишь в том случае, если объект его подпитки начнёт лёгкую и спокойную жизнь, либо когда наступит смерть эмоционального человека. Яков Гримм (Jacob Grimm) — один из братьев Гримм, в своём труде «Немецкая МифолПолтергейстогия» (Deutsche Mythologie), описывает многие случаи, включая один из Bingen-am-Rhein, датированный 355 годом, где самопроизвольно разбрасывались камни и люди были изгнаны из своих кроватей, слыша страшный рык и громкие шумы. В Камбрэсских путевых заметках («Itinerarium Cambriae» 1191 год н. э.) описывается путешествие по Уэльсу: священнослужитель и летописец Кабренсис (Giraldus Cambrensis) описывает инцидент в одном из домов в Пэмброкшире (Pembrokeshire), где «злой дух» бросался грязью и другими объектами — растрепал, разорвал и разбросал одежды; «дух» даже говорил публично о различных секретах находившихся в доме людей. И это не единичные случаи. Средневековые хроники полны описания таких инцидентов. Один из наиболее известных случаев — «Тедвортский барабанщик» (Tedworth Drummer) в Англии (1661 год), где барабан, который принадлежал заключённому в тюрьму нищему, продолжал играть самостоятельно; проявлялись здесь и другие необычные феномены: падение со стула, поднимались и вибрировали кровати со спящими в них слугами, появление царапин на теле и громкие скрежечущие шумы. А вот ряд причудливых и пугающих происшествий, которые имели место на ферме Теннесси в 1817 году. Они стали известны как «Охота ведьмы за Бэллом» (Bell Witch Haunting). Предполагалось, что «ведьма» была духом убиенной Кейт Бэттс (Kate Batts), одной из соседок Джона Бэлла (John Bell), владельца фермы, где имели место беспорядки и по причине которого был спор о земле. Явления сопровождались появлением образов странных животных, свиста и голосов, громкого смеха и пения, а также физических нападений на людей фермы, которые, как утверждают некоторые, привели к смерти самого Джона Бэлла. ПолтергейстИстоки же русских полтергейстов теряются во мгле веков. Тем не менее этот феномен детально описывается во многих народных сказках. Так, выдающийся русский фольклорист XIX века Александр Афанасьев писал: «Про домового рассказывают на Руси, что он иногда дозволяет себе проказы без всякой видимой причины, единственно вследствие своего шаловливого нрава. Но в таком случае достаточно его «оговорить» - и все пройдет хорошо... Так, в одном доме, - продолжает Афанасьев, - он бил кошек, бросал в них чем попадя. Раз ухватил он кошку и швырнул ее наземь, а баба тем часом и оговорила: «Зачем бросаешь? Разве это хозяйское отношение? Нам без кошки прожить нельзя». С той поры домовой перестал трогать кошек». Другой знаменитый фольклорист и этнограф XIX века Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» описывает, в частности, случай полтергейста, имевший место в одном деревенском доме в Вятской губернии. Хозяева дома «как ни сядут за стол... начнет некто швырять с печи шубами или с полатей бросаться подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дома». Комментируя эти события, С. Максимов пишет: «Точно так же нельзя было жить в одной избе в Скопинском уезде Рязанской губернии по той причине, что как только сядет семья за стол, так и летят чашки с печи или с полатей лапти... В Петербурге на нашей памяти на Фонтанке, близ Калинина моста, существовал беспокойный дом... Лет десять-пятнадцать назад на такой же дом на Литейной (в том же городе) указывали все газеты, и толпы любопытных собирались к нему в таком множестве, что вмешалась полиция». В связи с явлением полтергейста интересно появление такого словосочетания, как «У черта на Куличках». Это абсолютно pеальное место, московская богадельня, вошедшая в истоpию и в поговоpкy благодаpя пpоизошедшемy там небывало мощномy пpоявлению полтеpгейста. В своей книге «Крылатые слова» С. Максимов рассказывает: «... в 1666 году демон - невидимка объявился в Москве в богадельне на Кулишках, что размещалась близ Ивановского монастыря. Сохранились летописные источники, повествующие об этом факте.» «В женской богадельне, - пишет С. Максимов, - появился демон и никому не давал покоя ни днем ни ночью: стаскивал с лавок, с постелей, по углам кричал и стучал, говоря всякие нелепости. Дошедшие до цаpя Алексея Михайловича слyхи о «чеpте» обеспокоили его, и он «велел священникам молитвами действовать пpотив злокозненного дyха; но они ничего не yспели и только pаздpазнили его, так что он начал обличать их в самых pазных беззакониях. На борьбу с ним вышел старец Илларион из города Суздаля и начал одолевать его обычным способом молитвы. Но лишь начнет вечернее чтение, бес с полатей кричит: «Не ты ли, калугере, пришел выгонять меня?» Начнет старец ночью читать молитвы на изгнание беса, а черт кричит ему: «Еще ты и в потемках расплакался!» И крепко застучит на полатях, и устрашает: «Я к тебе иду, к тебе иду». Но Илларион был столь незлоблив, что вскоре даже сам враг похвалил его: «Хорошо этот монах перед Богом живет», и в заключение неравной борьбы принужден был сознаться, что его зовут Игнатием, что он «был телесен и княжеского рода», но мамка послала его к черту, а из богадельни он выйти не может, так как не по своей воле пришел сюда...» Несмотря на это свое заявление, полтергейст через несколько дней вдруг прекратил свои переругивания с Илларионом и куда-то из богадельни сгинул. Так все и стихло. Для закpепления победы Иллаpион еще 10 недель оставался в нищепитательнице, после чего yдалился обpатно в пyстынь, где стал впоследствии митpополитом Сyздальским и Юpьевским и где yмеp спyстя 12 лет. То, что появившееся впоследствии выpажение «y чеpта на кyличках» связано именно с цеpковью на Кyлишках, yзнал в 1856 годy пpофессоp Московского yнивеpситета этногpаф и фольклоpист Иван Михайлович Снегирев после изyчения «Жития» пpеосвященного Иллаpиона, стpоителя Флоpищевой пyстыни. Сейчас yказанное место находится по нынешним меpкам пpактически в центpе столицы, недалеко от метpо «Китай-гоpод», но из-за того, что пpежде это было пpежде окpаина Москвы, поговоpка «У чеpта на кyличках означает» «далекое место». А современный российский фольклорист Валерий Зиновьев собрал в Читинской области целую коллекцию сообщений о встречах сибирских крестьян с «невидимой нечистой силой». Приведем некоторые из них. Вспоминает Федосья Обухова из села Кантил: «Напротив нас дом был. Хозяйка в подполье полезет - кто-то юбку тянет, тянет с нее. Вдруг стали из-за печки раздаваться скрипы. Как трахнет старику, мужу хозяйки кирпичом по голове». А вот сообщение жителя села Газамурский Завод Виктора Кузнецова: «Ночью закроешься одеялом - оно у тебя спадет, одеяло. Ты пойдешь за ним - оно будет летать. Пакостят. То золы, то коровьего кала намешают в еду... Мучились с ними. Потом кто-то научил попа позвать. Поп пришел, молитву читает. Народ в избе собрался. А Акулька с Дунькой (так сибиряки называют полтергейст) пустили с печки в попа скалкой. Поп перепугался, народ тоже. Как давай все из избы! А Акулька с Дунькой ступеньки крылечка разобрали - все кубарем с него и покатились». Официально современная академическая наука не рассматривает полтергейст как объект изучения, но некоторые группы учёных и отдельные исследователи уделяют внимание феномену на деньги неправительственного финансирования. Современные физики, биологи, психологи и даже психиатры и поныне ведут жаркие споры о природе таинственного, с их точки зрения, феномена. А полтергейст все бушует. Как же одолеть беспокойного барабашку? Первоначально название «Барабашка» было дано «существу», которое проявляло себя стуками в московском общежитии строителей на Лихоборской набережной (так его назвали трое девушек, живших в полтергейстной комнате). После серии сенсационных публикаций в конце 1988 года и документального фильма «Кто там», показанного по Центральному телевидению в январе 1989 года, это название стало синонимом полтергейста и вообще «нечистой силы». Суть явления Полтергейстения заключается в остающейся после смерти человека или животного выброса части прижизненной энергии, продолжающей проявлять свои направленные действия до момента потери своей физической активности. Встречаются проявления полтергейста тесно связанные с людьми (чаще детьми). В таком случае полтергейстов, даже смена места жительства не уменьшает необычных явлений. Существует точка зрения, что эти полтергейсты возникают при спонтанном проявлении телекинеза. Самая популярная теория это то, что полтергейст вызван невольно — человеческим агентом, обычно девочкой — чувствительным подростком. Исследователи полагают, что обеспокоенный подросток подсознательно управляет объектами, используя психокинез (лат. psychokinesis) — тип энергии, произведенной в мозге. Согласно исследователям Центра парапсихологии в Рейнском Институте (Rhine Research Center Institute for Parapsychology) университета Дюк (Duke University) — Северная Каролина (США), деятельность полтергейста — физическое выражение психологической травмы. Но имеется множество случаев, где у исследуемых людей нет никаких психологических проблем и при проявлении полтергейста, в доме, отсутствуют дети или совершенно нет никаких подростков в семье; кроме того, есть миллионы неспокойных и неуровновешенных подростков во всем мире, но ничего не заставляет активизировать деятельность полтергейста в данном случае.
Необходимо отметить то обстоятельство, что все сообщения различных культур и традиций о проявлении полтергейста (как современные, так и исторические) передают его одинаковые особенности. Иудейский историк I в. н. э. Иосиф Флавий описывает явления, связанные с деяниями полтергейста. Здесь исследователи предпологают, что дух физических лиц ответственен за феноменальные проявления. Сама природа этого гипотетического «духа» пока не может быть должным образом исследована, хотя есть множественные интересные записи на магнитную ленту и, в часности — «голос» из Энфилдского случая полтергейста. Существуют также предположения, что полтергейст — проявление деятельности некоей сущности, обитающей в «трехмерном пространстве», при несовпадении деятельности человека необходимому эмоциональному фону этой сущности. С точки зрения многих религиозных конфессий, полтергейст — действие бесов или нечистой силы, а также неуспокоившейся души усопшего. В случае наблюдения пугающих феноменов полтергейста религиозные люди обращаются к помощи и за советом к священнослужителю. 24 апреля 1880 г. «Религиозно-философский журнал» опубликовал письмо своего читателя, в котором тот описывал невероятное выпадение пуль во всех комнатах его дома в 1867 г. Затем по часу и больше стала сыпаться крупная дробь «для охоты на птицу». Всякий раз, когда он хотел собрать эту дробь, он находил не более полудюжины дробин, а остальные таинственным образом исчезали...5 9 сентября 1880 г. репортер «Торонто глоуб» описал в заметке свои невероятные приключения на одной ферме недалеко от Уэллсли, Онтарио, где окна были сплошь разбиты так и не найденными «снарядами с неба», а мебель передвигалась по дому по своему собственному «хотению». В комнатах также стала литься вода, причем ее было столько, что все вещи хозяев оказались вконец испорченными (нужно отметить, что это зачастую происходило на глазах у ошеломленных «экскурсантов», набивавшихся в комнаты). Между тем странное дело: ни крыша, ни стены не носили на себе никаких следов воды, так что было непонятно, откуда же она берется. Бюллетень Международного учебного центра Шри Ауробиндо за февраль 1974 г. поместил пространное воспоминание очевидца падения кусков кирпича внутри различных комнат здания Шри Ауробиндо в Пондишери, Индия, в декабре 1921 г. Ни злоумышленников, ни причин этого явления обнаружено не было, а кирпичи продолжали падать во дворе, на кухне и на лестницах. Обитатели вскоре заметили, что кирпичи можно увидеть только ниже уровня крыши, словно они возникают именно на этом уровне и сразу, как только материализуются, начинают падать. Обитатели также отметили, что это явление как-то связано с местным поваренком. Они заперли его в комнате, в которой не было никаких отверстий, но кирпичи не переставали падать, нанося ему даже телесные повреждения. За сорок один год до этого в школе рядом с домом правителя в Мадрасе кирпичи падали не менее пяти дней в присутствии тридцати наблюдателей. 5 марта 1888 г. газета «Мадрас мейл» писала, что священники порекомендовали отметить один упавший кирпич белым крестом и поместить его в центре класса. Ко всеобщему изумлению, «кирпич такого же размера, но с черным крестом» упал на первый кирпич, да с такой точностью, что даже не свалился с него...5 Любопытный случай произошел в доме сельского пастора в Свонтон Новерс, Норфолк. О нем писали все ведущие английские газеты и журналы того времени. 30 августа 1919 г. было обнаружено, что через потолки нескольких комнат сочится нефть (точнее, она собиралась пятнами на потолке). В последующие дни нефть стала течь с потолка постоянно и, как отмечали некоторые очевидцы, бить струями из стен. Тогда было высказано предположение, что дом, возможно, стоит на нефтяной скважине. Но нефть, которую обнаружили в доме, не была неочищенной, какой бы ей в таком случае полагалось быть,— это была смесь керосина и бензина. Нефть прибывала в количестве одной кварты каждые десять минут. Согласно одному сообщению от 2 сентября, ее в этот день было собрано до 50 галлонов. Первого сентября в доме «дождь» шел 13 раз: при этом 2 раза это была вода, а 11 раз смесь метилового спирта и сандалового масла. В результате вещи в доме оказались безнадежно испорченными, а пары жидкости были столь вредны для здоровья, что потребовалась эвакуация людей. Срочно продолбили стены, исследовали потолки, но обнаружить что-либо не удалось. В услужении у пастора, преподобного Хью Гая, находилась молодая д*вушка, и была сделана попытка свалить все на нее. Как писала «Таймс» от 9 сентября, некто Освальд Уиллиамс, иллюзионист по профессии, включился в расследование и заявил, что сумел раскрыть тайну: по его словам, служанка поливала потолок водой. 12 сентября та же газета поместила интервью с д*вушкой, в котором она рассказала, что вошла в дом вместе с Уиллиамсом и, как только на потолке появились пятна, тот дал ей ровно минуту, чтобы сознаться в преступлении, заявив, что в противном случае добьется, что ее посадят в тюрьму. Позже она подала в суд на Уиллиамса и его жену, обвинив их в том, что они ее избивали. Дело против д*вушки было тут же прекращено... В статье, посвященной таинственным потокам жидкости разного рода, опубликованной в журнале «Грит» (США) 20 июля 1970 г., шла речь о потоках воды, буквально выгнавших из дома семью Мартинов, проживавших в Метуен, штат Массачусетс, в 1963 г. Но их злоключения на этом не кончились: стоило им переехать в новый дом, как все началось сначала, хотя они сменили не только дом, но и город. Вода опять начала бить струями в различных местах дома, сочиться по стенам и потолку... В феврале 2004 г. полтергейст оккупировал сицилийский городок Каннето ди Карония. За пару недель там было зафиксировано несколько десятков случаев произвольного воспламенения мебели и бытовых электроприборов - от телевизоров до тостеров. Среди местных жителей стали ходить слухи о вторжении демонических сил, местом битвы с которыми стал маленький городок на скалистом берегу Средиземного моря. «Я сам видел своими глазами, как не воткнутые в сеть электрические кабели загорались. И я не могу объяснить это, никогда не видел ничего подобного», - сообщил Reuters один из местных полицейских. В некоторых случаях огонь перекидывался на окружающие предметы, и полиции пришлось эвакуировать около 40 жителей города, чьи дома сгорели. «Возникает паника, и людей приходится эвакуировать из домов, - объясняет сотрудник мэрии Сальваторе Меццопане. - Мы пытаемся установить причину возгораний, но пока не находим ответа». Энергетическая компания Enel попробовала отключить весь город от электросети, однако возгорания электроприборов не прекратились. Эксперты пока не в состоянии объяснить происходившее, и гипотезы простираются от намеренного поджога до невероятного скачка энергии. Увереннее других говорит об этом феномене католический священник Габриэле Амор. Экзорцист сообщил итальянской газете Il Messagero, что ему доводилось видеть подобное и раньше. «Демоны врываются в дом и обнаруживают себя в электрических приборах... Не надо забывать, что власть сатаны и его последователей огромна». Итальянское агентство AGI 10 февраля сообщило, что эксперты находятся в полном недоумении: огонь вырывается даже из водопроводных труб и отрезанных кусков электрокабеля, которые лежали на земле и не были ни к чему подключены. Проверка компании «Enel» исключила какую-либо взаимосвязь между возгораниями и электрическими линиями вдоль железной дороги Палермо-Мессина, проходящей у самых домов, которую местные жители обвиняли в загадочных возгораниях. В этот день часть городка была эвакуирована: загоралось буквально все – кухонные плиты, холодильники, телевизоры, стиральные машины и даже мобильные телефоны. Никто, к счастью, не пострадал, но погорело еще двенадцать домов. Бригада из ста инженеров-электриков прочесала каждый сантиметр, но ничего не нашла. Мэр Педро Спиннато приказал всем покинуть дома, чтобы инженерам легче было искать – если, конечно, вообще возможно что-то найти. Эвакуация продолжалась несколько дней, но не остановила полтергейст. Один из жителей рассказал, как прямо на его ногах вспыхнули ботинки и брюки, причем он ощутил дьявольский запах серы. Испуганные люди готовы верить самым странным гипотезам, – о действии сверхъестественных сил, о влиянии какого-то военного спутника, подводной лодки и даже о вмешательстве инопланетян... В поведении шумных духов столько неясного, что эта область ждет людей, которые не просто будут накапливать факты, как это делается теперь, не лезть с физическими приборами туда, где происходит явление, а займутся закономерностями этого феномена, своего рода психологией пр*зраков, чтобы понять то, что нужно им, мятущимся и неприкаянным...