Торговец на базе «Свободы» в Тёмной долине. Своими условиями очень доволен, и даже утверждает, что в Зоне он чувствует себя лучше, чем в Сочи. У него всегда можно купить, как он сам утверждает «свежие» патроны. Правда стоят они немного дороже, чем у других торговцев. Что с ним случилось после второго Большого Выброса — неизвестно. Биография Весёлый человек, родом с Кавказа. По его словам, за него готова подставить свою грудь вся «Свобода». Его выгнали с чёрного рынка Зоны и назначили за его голову приличную сумму денег, так что Ашота пытались убить уже несколько человек. Знает много разных легенд Зоны, некоторые рассказанные им легенды спасли жизни сталкерам. Часто спорит с Дядькой Яром.
Примечания Ашот нередко встречает игрока фразами: «Слушай, павизло тебе сегодня, дорогой, только сейчас куплю задорога, прадам задешева» или «Эй, падхади, если торгаваться умеешь». После сделки купли-продажи (даже если таковая не состоялась) он восклицает: «Ай, молодец, ай абманул Ашота. Будит Ашот с табой типерь вниматильнее!» А фраза «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся. Слющай, деньги — это не главное. Панимаешь, да? Иди, дарагой» взята из фильма Мимино, в фильме её говорил персонаж Фрунзика Мкртчяна. Странно, что Ашот не покупает экзоскелет «Свобода». Судя по имени и акценту, Ашот — армянин по национальности. Другой выходец с Кавказа — Вано — является грузином. Он сидит неподвижно. При этом он может «подвинуться» вперёд и тогда он будет проходить через стол. В тексте диалогов у Ашота будет стандартный русский язык. Скорее всего это ошибка или недоработка разработчиков. Является полной противоположностью торговца «Долга» — Митяю. Ашота можно убить с крыши заправки снайперским выстрелом через щель между деревянными досками в крайнем слева окне второго этажа. После этого можно подобрать его СВДм-2. Ещё есть другой способ — если залезть в подвал под его домиком, и, увидев деревянную лестницу, подняться по ней, замечаете деревянную крышку. Сделайте несколько подъемов по лестнице, пытайтесь все время доставать оружие. Если получилось — идём по базе «Свободы» с оружием. Можно будет убивать представителей «Свободы», таких как — Дядька Яр, Чехов, Ганжа и самого Ашота. При этом претензий со стороны самих патрульных с базы и бойцов по всей игре не будет. Но важные персонажи с базы будут врагами, хотя будут сидеть (или стоять) на своих местах. И только Чехов будет стрелять по нам из СВУмк-2. Существует баг, когда Ашоту нельзя продать вещи дороже 22000 RU. Ашот, наряду с Ганжей, рассказывает немного изменённые вырезанные истории, которые сталкеры раньше рассказывали у костра (как анекдоты). Прославился своей вывеской «Шота у Ашота».
Член группировки «Свобода». Командир отряда, охраняющего блокпост у перехода в Рыжий лес на территории Армейских складов. Рассказал Шраму о ситуации на складах.
Тайник Ворон знает про тайник на военной базе. Он продаст информацию за 500 рублей и расскажет, что там лежит.
Интересные факты Бывает, Ворон со своим отрядом переходит в Рыжий лес. Дальше следует перестрелка с бойцами «Долга» и, без помощи Шрама, Ворон, скорее всего, погибнет. Странно, что Ворон, имеющий ранг «Опытный», командует отрядом, в котором есть ветераны и мастера. Его кличка, ранг и снаряжение говорит о том, что он «белая ворона» своего отряда. Если помочь его отряду закрепиться возле жилища Лесника, то будет продавать наводки на тайники в Рыжем лесу (если выживет при штурме). Можно сделать так, чтобы половина его отряда осталась в Рыжем лесу, при этом не убивая долговцев. Для этого нужно зачистить Казармы в шахте от ренегатов до первого перехода на Армейские склады. Часть отрядов «Долга» уйдёт в казармы, оставив выход из Рыжего леса на склады пустым. Далее идём на склады, говорим с Вороном и ходим некоторое время по складам. Отряд Ворона выдвигается в Рыжий лес. В Рыжем лесу половина отряда занимает выход на Армейские склады, другая половина пойдет атаковать отряды «Долга» и, скорее всего, погибнет. После разговора с ним стартует квест «Встретиться с наёмниками в деревне».
Бармен на базе «Свободы» в Тёмной долине. Когда Чехов основал базу клана, Ганжа решил открыть там собственный бар, который назвал «Глоток Свободы». Там свободовцы могли отдохнуть от перестрелок, выпить и просто пообщаться.
Всем известно, что Ганжа оправдывает свое прозвище и запросто может продать наркотик любому зашедшему к нему «на огонёк» (в игре такая возможность отсутствует). Изредка сам пользуется своим излюбленным «товаром».
Связанные квесты «Устранить предполагаемую опасность на заправке»
Примечания У Ганжи можно купить наводки на несколько тайников, в том числе и с флешками, которые нужны механику Яру. В его баре постоянно играет музыка в стиле регги. В аудиоразговорах Ганжа не раз говорил, что у него есть какая-то «травка», что ещё раз подтверждает то, что он растаман. Ганджа (ганжа) — индийское название местных сортов конопли. Если спросить у него, как он попал в Зону, то он скажет, что «почувствовал позитивные вибрации от людей из "Свободы"». Иногда к Ганже подходит свободовец и, скрестив руки на груди, некоторое время стоит перед баром. Ганжа, наряду с Ашотом, рассказывает немного изменённые вырезанные истории, которые сталкеры раньше рассказывали у костра (как анекдоты). Ганжа — единственный бармен в ЧН, выдающий награды за квесты. У других группировок это делают торговцы. Также возможно, что Ганжа — это фамилия.
В 2011 Яр является опытным техником группировки «Свобода» и находится на территории базы этой группировки в Тёмной долине. Помещение, в котором расположился техник, так и называется — ангар дядьки Яра.
Яр специализируется на модификации снайперских винтовок и советует Шраму «прокачивать» сначала какую-то одну характеристику, чтобы сделать апгрейд максимально эффективным.
Кроме того, Яр может рассказать Шраму о полезном свойстве артефактов. По словам лидера «Свободы» Чехова, некоторые артефакты сами способны генерировать аномалии. Правда, после использования артефакт становится бесполезным, а созданная аномалия будет слабее, чем естественная. Однако этого хватит, чтобы задержать или сбить со следа врагов.
По мегафонам, расположенным на базе, можно услышать, как Яр трижды вступает в перепалку с торговцем Ашотом.
Зов Припяти Во время событий ЗП Дядьку Яра можно встретить на станции «Янов», на свободовской половине. Однако техником он уже не работает. При первой встрече Яр дарит Дегтярёву банку консервов и просит помочь в одном деле.
Если квест «Копачи» был выполнен, Яр в режиме «freeplay» придет в Припять, в прачечную, и сядет на тот табурет, где до него сидел лейтенант Роговец. По словам Яра, путь к Припяти ему показал проводник Гарик. Здесь он будет бесплатно оказывать услуги медика и ремонтировать оружие и броню, однако не будет продавать медикаменты и осуществлять апгрейды. Также Яр не взламывает квестовые предметы.
Интересные факты Прямым прототипом персонажу стал механик «Милитариста», страйкболист Ярослав (псевдоним «дядько Яр»). Если на «Янове» предложить Дядьке Яру пойти в Припять, он откажется, сославшись на здоровье и немолодые годы. Тем не менее, впоследствии он всё равно пришёл в Припять, основал базу одиночек и даже взял на себя обязанность техника и врача. Если во время путешествия по Копачам убить одного из зомбированных или подойти слишком близко, Яр закричит: «Ну и зачем это было делать? Он тебя трогал? Тоже мне, крутой выискался!» и откроет огонь по остальным зомбированным, которые начнут атаковать его и ГГ. Если Дядьку Яра убить в Копачах, он всё равно появится в Припяти. Таким образом в игре будет два Яра. В файлах игры можно обнаружить фразу, принадлежащую Яру: «Совесть-то порой не мучает?» (возможно, намек разработчиков на расправу игрока над Яром в Копачах). В ЧН не имеет уникальной внешности, вследствие чего выглядит гораздо моложе, чем в ЗП. В ЧН он говорит по-украински, а в ЗП уже на чистом русском (но, если в Припяти попросить у него медицинской помощи, будучи абсолютно здоровым, он прокомментирует это с небольшим акцентом). Либо за год с небольшим герой выучил русский, либо разработчики попросту забыли об этой детали персонажа, а именно, что он — украинец. Также, изменение манеры речи Яра можно списать на изменчивую натуру этого героя. Не совсем понятно, зачем Яр называет себя «дядькой» и жалуется на кости, ведь на вид ему нельзя дать больше сорока. В ЗП не делает модификации. Это можно объяснить отсутствием инструментов, но тогда нет логического объяснения, почему он не даёт квест на их поиски. Можно предположить, что Дядьке Яру просто неохота возиться, притом, что он и так чинит оружие бесплатно. При получении достижения «Друг "Долга"» после эвакуации в Припяти Яр нападёт на Вас, так как он принадлежит к «Свободе». Но если после получения достижения «Друг "Долга"» получить достижения «Сыщик» и «Охотник на мутантов», то отношение «Свободы» снова станет нейтральным. Дядька Яр при атаке ГГ на прачечную во фриплее может исчезнуть из игры вообще. Возможно, его рассказ об активации артефактов является небольшим намёком разработчиков на сетевую игру, где используется тот же метод задержки противника. Артефакт при этом также становится бесполезным. Если убить Дядьку Яра (ЗП), то в инвентаре у него, также, как и у Тополя, будет детектор «Велес».
Примечания
Чистое Небо Может рассказать об активации разных артефактов. В его инвентаре можно найти КПК друга Дядьки Яра (если был выполнен соответствующий второстепенный квест) и «Чёрный ястреб». На версии 1.5.10 лучше сдавать ему все три флешки сразу, иначе он из-за бага может сразу взять какие есть и потом не принять остальные.
Зов Припяти Дядька Яр не может быть убит наёмниками. Иногда после выполнения задания случается редкий баг: если не пойти с дядькой Яром на «Янов», а затем перезагрузиться, Дядька Яр побежит обратно, забежит в дом на второй этаж, откуда вел стрельбу по наемникам, прокричит одну из фраз, которыми призывает ГГ поторопиться и откроет огонь в сторону, откуда прибежали наёмники. Это может продолжаться до конца игры. У него гораздо больше здоровья, чем у обычных сталкеров. Он выживает даже после взрыва подствольной гранаты. Однако, убить его можно, если запастись патронами: его можно убить при помощи ФТ-200М и пары магазинов для него. Единственный человек во всей серии, кто бесплатно ремонтирует снаряжение и лечит ГГ одновременно (freeplay). Дядька Яр может ремонтировать снаряжение и до наступления фриплея. Для этого надо подойти к нему, вступить в разговор и нажать кнопку бега (она же является кнопкой начала торговли или ремонта из окна диалога). Это связано с тем, что разработчики «привязали» кнопки контакта. Причем в период, когда ГГ вернулся первый раз из Припяти, а Дядька Яр еще на «Янове», то он будет ремонтировать оружие и снаряжение бесплатно (до этого придется платить по обычной цене). Единственный свободовец в Припяти. Очень редко может случиться баг: Яр не «клонируется» и не появляется в Припяти. Единственный свободовец, который останется другом по отношению к ГГ (разумеется, при выполнении соответствующих условий), если ГГ получит достижение «Друг "Долга"».
Лидер отряда, посланного Чеховым для захвата Армейских складов. Дружит с наёмником Хогом, который спас ему жизнь. Помогает Шраму с захватом передатчика и уничтожением остатков гарнизона военных на базе.
Биография Опытный командир «Свободы»
Связанные квесты «Встретиться с отрядом "Свободы"» «Уничтожить военных»
Интересные факты Костюк — единственный свободовец, вооружённый «Лавиной» и «Чёрным ястребом». В файлах «gamedata» прописан как «Костик». В английской и испанской локализациях имеет прозвище «Костян».
Основатель группировки «Свобода», борющейся за открытие Зоны для всего мира. Чехов попал в Зону сразу после Второго выброса, вместе с Щукиным. Они решили основать группировку на деньги, вырученные от продажи очень дорогих тогда артефактов. Вскоре группировка стала приобретать размах. Первыми в её ряды вступили такие известные впоследствии личности как Миклуха, Лукаш, Макс, Локи, Дядька Яр, Ашот, Ганжа, Костюк. Базой для молодой группировки стал строительный комплекс и прилегающие к нему территории в локации Тёмная долина. Постепенно «Свобода» начала наращивать влияние и стала одной из равновесных сил в достаточно стабильном мире — Зоне. Но всё изменил Большой Выброс в 2011 году, который изменил Зону до неузнаваемости и выбил её из русла стабильности на долгие месяцы. Началась война группировок за новые территории.
При Чехове впервые зашла речь о войне с «Долгом» — так утверждал Орест, состоявший на первых порах в «Свободе». И «Свобода» начала активно воевать с «Долгом».
Роль в сюжете Наёмник Шрам идёт по следам сталкера Клыка и попадает на базу «Свободы», где требует встречи с лидером группировки. Комендант Щукин говорит, что к Чехову наёмника не пустит, так как база на карантине из-за частых нападений на патрули «Свободы» неизвестными лицами. В то же время Комендант обещает замолвить за Шрама словечко, если тот выполнит для группировки несколько заданий.
В ходе этих заданий выясняется, что Щукин — предатель и именно он «сливал» всю информацию о патрулях группировки. После этого Шрам встречается лично с Чеховым, который просит найти Коменданта в обмен на информацию о Клыке.
Шрам выполняет свою часть договора, выясняя, что за нападениями стоят наёмники, и доставляет Чехову КПК мёртвого Коменданта. В ответ лидер «Свободы» рассказывает, что Клык был у них на базе и интересовался редкими электронными деталями. Зачем они ему, Клык не захотел рассказать (на самом деле они с Призраком собирали дешифратор). Чехов продал сталкеру детали за приличную сумму денег, после чего попросил техника Яра взломать частоту КПК Клыка, чтобы пару дней последить за его передвижениями. Закончив рассказ, Чехов передаёт Шраму координаты Клыка, из которых следует, что тот отправился на Свалку.
Атаки на «Свободу» не прекращаются, поэтому Чехов просит Шрама помочь уничтожить оставшиеся на территории Тёмной долины отряды наёмников и найти тоннель, из которого они приходят. Для этого нужно захватить две антенны, с помощью которых можно просканировать поверхность и найти тоннель.
После выполнения этого квеста Чехов даст Шраму флешку с данными о электронном стабилизаторе для снайперских винтовок, которую нужно принести технику Яру.
Битва за территории Чехов, по рассказам свободовцев, после Большого Выброса одним из первых получил известие об открытии новых проходов в неизведанные территории и снарядил большую экспедицию (предположительно, в Лиманск и Рыжий Лес). Однако, напоровшись в Лиманске на засаду снайперов «Монолита», отряд был полностью уничтожен вместе с отрядом их главного противника - «Долга». Их тела видит Шрам, когда со штурмовым отрядом «Чистого неба» проходит по одному из кварталов Лиманска.
Отряд «Свободы» во главе с Костюком, с помощью наёмника Шрама захватил стратегически важную укрепточку - Армейские склады, куда впоследствии перебазировалась «Свобода», возможно, уже после второго похода Стрелка к ЧАЭС.
Судьба После событий ЧН Чехов бесследно исчез. По всей видимости, он погиб. Есть несколько версий, как это могло произойти.
Возможно, Чехов погиб при столкновении «Свободы» и военных, потому что Осведомитель в ТЧ говорит, что «Её («Свободы») основатели погибли во время крупной стычки с правительственными войсками, во время широкомасштабного десанта в Зону». Хотя это след совсем старого сюжета, когда ЧН еще не задумывалось. В описании одного из тайников в Припяти сказано, что вещи принадлежали лидеру Свободы. Чехов мог погибнуть там, организовав и лично возглавив поход туда. Очень может быть, что Чехов погиб во время или сразу после смены дислокации базы из Тёмной долины на Армейские склады. При разговоре с наёмниками на Военных Складах они могут высказать предположение, что из-за «распыления» своих сил по Зоне, основная база свободовцев уязвима для нападения бандитов. Вполне возможно, он погиб, когда бандиты атаковали Темную Долину. Прямых доказательств гибели Чехова, кроме его загадочного исчезновения, нет.
Интересные факты Единственный свободовец в ЧН, имеющий уникальную внешность. Но в файлах игры присутствует модель второго неизвестного персонажа — свободовца с уникальной внешностью, которая не была нигде задействована. Если помочь Чехову окончательно разобраться с наёмниками в Тёмной Долине, он вручит Шраму флешку. Её можно отдать Дядьке Яру за деньги, после чего он сможет делать новые модификации оружия, также улучшится отношение с группировкой «Свобода». Чехов имеет общую текстуру лица с Боровым в ЧН. Имеет измененную текстуру лица Шустрого из ТЧ. Внимательный игрок заметит: в ЧН у руководителей группировок «Долг» и «Свобода» фамилии известных писателей: Чехов и Крылов. Только Чехов и Йога из лидеров группировок в ЧН имеют оружие, хотя остальных можно вооружить. В ТЧ во время боя бойцы «Свободы» выкрикивают «Вперед за Че!». Тогда разработчики явно имели в виду Че Гевару, которому анархисты преданы идеологически, но после выхода ЧН это вполне можно трактовать и как дань памяти Чехову. Второй лидер группировки, которого можно убить (первый Йога), однако сделать это можно только после того, как Чехов выдаст флешку в качестве награды. До этого он неуязвим. После уничтожения наёмников на заводе и получения награды можно выбраться на задний двор базы, подняться в трубу элеватора, не доходя до аномалии, и через окно второго этажа снайперским выстрелом убить Чехова. Так же можно убить его различными способами с крыши здания напротив его кабинета, например закинув в окно гранату или выстрелив туда из подствольника. Ашот и Дядька Яр станут врагами, но торговать/ремонтировать не перестанут.
Примечания Иногда при встрече Чехов говорит: «Но пасаран!» (No pasarán!), что в переводе с испанского означает «Они не пройдут». Антон Павлович Чехов — известный русский писатель. Видимо, однофамилец, но анархисты ещё также отличаются и веселым и юморным характером. Скорее всего, разработчики неслучайно дали лидеру «Свободы» такую фамилию Возможно, именно о нём идёт речь в описании тайника «Запасы лидера "Свободы"».
Щукин является доверенным лицом лидера «Свободы» и занимается планированием боевых операций группировки. По словам Чехова, коменданта он знает давно: они вместе «поднимали "Свободу"», вместе добывали первые артефакты. В итоге Щукин предал группировку, начав продавать информацию наёмникам.
Роль в сюжете Поиски Клыка приводят Шрама на базу «Свободы», где он встречает Щукина и просит личной встречи с лидером группировки. На что Комендант отвечает отказом, объясняя это неспокойной ситуацией в Тёмной Долине — на патрули «Свободы» кто-то постоянно нападает, убивая всех до единого. Чтобы заслужить доверие, Шрам соглашается выполнить несколько заданий Щукина: сначала он убивает пси-собаку, досаждающую свободовцам, а потом берётся отнести патроны от Ашота на дальний форпост «Свободы». Неожиданно на форпост нападают. На трупе одного из убитых Шрам находит КПК с записью разговора нападавших, из которого следует, что именно Щукин сдавал убийцам информацию обо всех передвижениях патрулей «Свободы». Щукин, услышав на частоте группировки запись с КПК, сбегает и направляется в сторону Кордона. На его поиски бросают несколько отрядов «Свободы». Координаты КПК Щукина приводят бойцов «Свободы» и Шрама на ферму, где они вступают в перестрелку с отрядом наёмников, которые и стояли за нападениями на патрули. Под деревом Шрам обнаруживает труп Щукина, с которым наёмники заранее расправились, узнав, что его разоблачили. После уничтожения наёмников на ферме Чехов просит Шрама принести КПК мёртвого коменданта, где может содержаться информация о его подельниках. Однако в итоге заказчика всё равно установить не удаётся.
Интересные факты Когда игрок заходит к Щукину, комендант старается его побыстрее спровадить. Возможно, он боится, что Шрам что-то заподозрил. Также вероятно, что комендант хотел смерти Шрама. Отправляя его убить пси-собаку, Щукин надеялся, что Шрама загрызут её фантомы. А потом отправляя Шрама на форпост, Щукин хотел, чтобы он стал жертвой наёмников, однако те успели скрыться непосредственно перед его приходом. Как и Павлик из ТЧ, Щукин тоже передавал информацию наёмникам, подставляя всю «Свободу». Судя по всему, наёмники проявляют большой интерес к «Свободе» Вообще, в каждой из частей серии игр встречается свободовец-предатель, с которым связан квест. В ТЧ это Павлик, в ЧН — Щукин, в ЗП — Флинт. При разговоре со свободовцами на Военных Складах, некоторые из них будут говорить про крысу-коменданта даже в том случае, если игрок пришел на склады, не заходя в Темную Долину. По рации Чехов говорит, что, мол, «наёмники приготовили Щукину хорошее место, на дереве», но в игре его труп лишь лежит рядом с деревом на земле. Скорее всего, Чехов просто зло пошутил над гибелью предателя или же труп Щукина сорвался с дерева к моменту прихода Шрама на ферму. После его смерти пост коменданта остаётся вакантным до конца игры. Возможно, «Свобода» назначила кого-то другого, но в игре об этом не сообщается.
Примечания Если убить Щукина, предварительно взяв задание отнести патроны, то задание провалено не будет, а его труп впоследствии также появится на ферме. В результате возникнет забавный баг: два трупа Щукина на одной локации. В ранних версиях игры у Щукина была ТРс-301, а не СГИ-5к. Странно, что у него при себе не было своего СГИ, но его могли забрать наёмники